Учеба на журфаке

Среди студенчества всегда было много чудаков. Нашлись и у нас, которые подсчитали, что по литературе, философии, политэкономии и другим наукам за первые три года нам необходимо ежедневно прочитывать, усваивать и запоминать примерно по 200-300 страниц текста. Не многие на это были способны. Приходилось идти на всевозможные уловки, отбирать наиболее важные вопросы, учиться импровизации. Старшекурсники наставляли, как угодить тому и другому преподавателю, кого чем поразить или просто уговорить не ставить двойку. Пользовались и шпаргалками. Вот когда я позавидовал болтунам и арапам, умеющим при скромных знаниях пустить пыль в глаза, заговорить зубы преподавателю.

Тут надо сказать, что преподаватели прекрасно знали все студенческие уловки — они же сами учились в этих стенах. Они понимали относительность человеческой памяти и относительность тех знаний, в которые вводили юное поколение. Умные преподаватели старались доносить до нас узловые моменты научных познаний, учить взаимосвязи тех или иных явлений, видеть общее и особенное в том, что бесспорно в разные времена и в разных культурах. Они сами уходили от начетничества и учили тому же нас. В этом и была особенность университетского гуманитарного образования. Говоря о том или ином течении в русской и иностранной литературе они легко оперировали примерами как русской, так и зарубежной истории, современных явлений.

Вообще литература нам во многом заменяла историю, политику, эстетику, этику. Хотя историю следовало бы изучать скрупулезнее. Это я осознавал позднее. Нам давали мало исторических фактов и много цитат Маркса и Ленина. Сталина уже не цитировали, на него не ссылались, но и не особенно критиковали. Разоблачение культа личности не мешало с прежним рвением славословить Хрущева и партию. Это вызывало у нас скептицизм, семинары по истории партии, философии и современной журналистике часто превращались в дискуссии, которых преподаватели не любили.

Лишена была научной основы также теория и практика советской журналистики. К счастью, история русской журналистики на факультете и в программах тогда была хорошо разработана. И она была достойна углубленного изучения. У ее истоков и совершенствования стояли лучшие умы России, всегда так или иначе конфликтовавшие с властями.

О зарубежной журналистике мы могли судить лишь по отдельным работам и статьям, как правило, критического плана. Курс зарубежной журналистики скучно и монотонно читал Засурский, на пятьдесят лет застрявший в деканах факультета. Он отметился на факультете знанием нескольких языков и умением обходить сложные проблемы, чтобы всегда оставаться на плаву. С моего курса двое выпускников стали заместителями декана — Стас Галкин и Женя Привалова, заведующий кафедрой Миша Мошнин. Мы часто встречались в годовщины выпуска и ни от кого из них я не слышал особой похвалы декану. Единственная заслуга, что он почти никого не увольнял с работы. Других поводов ни для хвалы, ни для хулы не было. Серенький доктор наук спокойно руководил факультетом, призванным готовить специалистов, стоящих на острие политической, социальной и культурной жизни.

Учеба быстро выявила пробелы нашей советской средней школы. Кафедрой русского языка руководил сухой и педантичный профессор Калинин. Он прямо сказал нам на первой же своей лекции, что мы плохо знаем основное орудие нашего журналистского дела — русский язык. Чтобы убедить в этом, он организовал показательный диктант. Полчаса нам диктовали в быстром темпе каверзные предложения из русских и советских писателей и полчаса мы вычитывали написанное, исправляли ошибки. Через неделю Калинин сообщил нам, что только одна студентка сделала всего две ошибки — орфографическую и пунктуационную, чем заслужила «пятерку», пять или шесть человек допустили по три-четыре ошибки — на «четверку», еще человек двадцать написали на «тройку» и все остальные — двоечники, допустившие от шести до пятидесяти ошибок. Довольно унылыми мы уходили с этой лекции Калинина. Признаюсь, и я был в числе двоечников. Поэтому за русский язык я садился без особого энтузиазма.

Автор Галкин Игорь Александович. Содержание воспоминаний.

Предыдущая глава:
Журфак МГУ
← + Ctrl
Следующая глава:
Эксперимент с зачислением не сдавших экзамены
Ctrl + →
Воспоминания папы
Учеба на журфаке
Напишите письмо
© Галкин Вадим. 2007−2015.      Яндекс.Метрика

Портфолио

Коттеджный поселок «Медное»

Тверское городское БТИ

АН «Наш Дом»

Книги

Воспоминания папы

Учебник для заказчика сайта

Учебник для учителя

Интернет торговля

Рассылка email-писем с ePochta

Популярность покупок в Интернете сегодня

Торговля товарами из Китая — идея для заработка в Интернете

Моби-С: 1С на планшете

Мысли о веб-дизайне

Как создать шаблоны для сайтов с помощью фотошопа?

Секреты юзабилити интернет-магазинов

Изготовление пластиковых карт в Москве: как осуществляется печать изделий

О продвижении сайтов

Аудит сайта – как не дать порталу исчезнуть

Методы продвижения сайтов

Создание и продвижение сайтов