Поступление в МГУ

Напомню, что это был август 1959 года в хрущевскую эпоху, когда реформы и ломка всевозможных порядков шли непрерывно. Если два года назад медалисты в университетах сдавали экзамены только по профилирующим предметам, то к нашему поступлению медалисты шли со всеми наравне, медалька учитывалась в последнюю очередь при подсчете набранных баллов. И еще появилось новое правило: на факультеты журналистики и юридический принимали только после двух лет работы или службы в армии. Считалось, что на эти профессии должны идти только люди, имеющие хоть какой-то жизненный опыт. Этот порядок сделал эти две профессии еще более заманчивыми, и на нашем факультете заявлений было раз в десять больше, чем мест на первом курсе. К слову, через два года опять стали набирать определенный процент из числа выпускников средней школы. Волнений у нас хватало.

И опять у меня не обошлось без казусов. Сочинение, русский язык и литературу устно я сдал на четверки. На экзамене по английскому — осечка. Принимавшие экзамен молодая энергичная преподавательница с ехидным прищуром сразу поняла мои пробелы и начала жестко поправлять каждое мое слово. Сидевшая с ней рядом пожилая преподавательница просто с некоторым любопытством смотрела на молодых людей, стремившихся к модной профессии журналиста. Преподаватели иностранных языков были с филологического факультета, размещавшегося на втором и третьем этажах. Мы все — из цеха, учреждения или из воинской части — не блистали гладкими ответами. Молодая, заглянув в ведомость предшествовавшего экзамена по русскому языку и литературе, вдруг возмутилась:

− Вы пришли к нам на экзамен, провалив язык и литературу?

Я кивнул на свой экзаменационный лист, в котором стояла «четверка».

− А в ведомости, — уже криком поднялась она, — стоит «неуд». Какое нахальство!

Мои попытки защитить мою «четверку» еще больше разозлили молодую преподавательницу. Она с ведомостью выскочила из аудитории. Вернувшись, не без ехидства бросила:

− Идите в приемную комиссию и там объясняйтесь.

Пошел туда. Сидела там девушка из канцелярии факультета. Она повертела в руках мой экзаменационный билет, сверила подписи в нем и в ведомости, позвонила по телефону. Преподаватель, принимавший у меня два дня назад экзамен, оказался на даче, где телефона, естественно, не было. Девушка из канцелярии жалостливо посмотрела на меня:

− Что делать-то?

А что я мог сказать? Правда, вспомнил, что до меня и после моих ответом на злосчастном экзамене по языку и литературе завалило подряд человек шесть.

− Может, машинально и мне двойку вкатили? − предположил я.

− Может, − спокойно сказала она и пригласила пройти с ней обратно в аудиторию. Она попросила преподавательниц все же принять у меня экзамен, а назавтра она уточнит у преподавателя, ошибочно поставлен «неуд» или нет.

Молодая «англичанка» фыркнула и бросила пожилой:

− Я принимать не буду.

Та пожала плечами и сказала, чтобы я подождал, пока она экзаменует очередного абитуриента. Когда она освободилась, я подошел с опущенным лицом.

− Садитесь. Расскажите о себе по-английски.

Я начал, как мог. По ее лицу я замечал, что мое английское повествование ей мало нравится.

− А теперь расскажите по-русски, вы действительно работали в газете и умеете писать статьи?

На русском мой рассказ ей больше понравился. Потом она вернулась к английскому, попросила прочитать и перевести несколько предложений из английского текста. Испытующе взглянув на меня, поставила условие: если я правильно отвечу на ее вопрос, она с чистой совестью поставит мне «тройку». Вопрос:

− Was he rewolusionista?

Я храбро ответил:

− Yes, he was.

Мне кажется, преподавательница вздохнула с облегчением и поставила в экзаменационный лист «тройку».

Последний экзамен по истории не был профилирующим. Я шел на него раскованным, билет показался легким. У меня появился даже некий кураж и я отвечал на вопросы легко и свободно, даже подробнее, чем требовалось. Оказалось так, что в аудитории я был один сразу перед тремя преподавателями-историками — две пожилые женщины и мужчина средних лет. После вопросов по предмету они стали интересоваться, почему я иду на журналистику, а не на историю? Я рассказал, что уже связан с работой в газете. В заключение они дали мне бумажку со своими именами и телефонами. Если у меня сорвется дело с журналистским факультетом, напутствовали они, найди их, и они будут рекомендовать меня по историческому профилю. Это меня, конечно, обрадовало — есть шанс остаться в университете. Теперь я уже шире смотрел на жизнь. Нет, не готов был легко бросать журналистику, но знал, как много и других занятий на земле.

Кстати, первую вводную лекцию нам читал доктор филологических наук, профессор Былинский — основатель стилистики русского языка, как самостоятельной науки. Он легонько брызнул на нас холодной водичкой — сказал, чтобы мы особо не обольщались, будто выйдем из университета обязательно готовыми журналистами. По тогдашней статистике, половину состава редакций тогдашних средств массовой информации составляли журналисты с дипломом (не все выдержали проверку суровой практикой). А вторую половину составляли специалисты других профессий, которые овладели журналистикой по призванию. Может, и хорошо, что я не знал этого, иначе мог броситься по любому пути, рассчитывая, что когда-нибудь стану газетчиком. Хотя и это едва ли. Характер-то уже был такой, что не позволял ни разбрасываться, ни цепляться любой ценой, за что попало.

Автор Галкин Игорь Александович. Содержание воспоминаний.

Предыдущая глава:
Подготовка к поступлению в МГУ
← + Ctrl
Следующая глава:
Домой студентом
Ctrl + →
Воспоминания папы
Поступление в МГУ
Напишите письмо
© Галкин Вадим. 2007−2015.      Яндекс.Метрика

Портфолио

Коттеджный поселок «Медное»

Тверское городское БТИ

АН «Наш Дом»

Книги

Воспоминания папы

Учебник для заказчика сайта

Учебник для учителя

Интернет торговля

Рассылка email-писем с ePochta

Популярность покупок в Интернете сегодня

Торговля товарами из Китая — идея для заработка в Интернете

Моби-С: 1С на планшете

Мысли о веб-дизайне

Как создать шаблоны для сайтов с помощью фотошопа?

Секреты юзабилити интернет-магазинов

Изготовление пластиковых карт в Москве: как осуществляется печать изделий

О продвижении сайтов

Аудит сайта – как не дать порталу исчезнуть

Методы продвижения сайтов

Создание и продвижение сайтов